Форум » Книжный клуб » Рецензия на книгу Нила Геймана "М значит магия" » Ответить

Рецензия на книгу Нила Геймана "М значит магия"

Зюзечка: Нил Гейман «М значит магия» "А еще в сборниках рассказов хорошо то, что если один из рассказов вам не понравился - ничего страшного, сейчас начнется следующий". Нил Гейман. М значит магия. Честно скажу, что о Ниле Геймане слышала много – писатель очень популярный, заработал себе славу отличного сказочника. Знакомство с его творчеством я решила начать со сборника рассказов «М значит магия», но и тут ужасно просчиталась. Мое мнение: надо было назвать книгу «Б значит бред». Несмотря на все заверения автора в предисловии о том, как он любил читать коротенькие рассказы в детстве, как тренировался писать окончания для историй и накопил солидный двадцатилетний авторский опыт, создать вменяемые десять рассказов Нил Гейман не в состоянии. Все рассказы я бы условно разделила на три группы. Рыцарство. Единственный хороший рассказ из всего сборника, который заставил и посмеяться от души, и вызвал легкую грусть, и восхитил тем, как органично сочетается в повествовании повседневная жизнь со сказкой. Кратко сюжет: респектабельная английская вдова миссис Уитакер случайно покупает в лавке по соседству Святой Грааль. Она живет своими заботами. Реликвия представляет лишь эстетическую ценность – удачно вписывается в интерьер гостиной. И тут на пороге англичанки появляется рыцарь в сияющих доспехах верхом на белом коне, для которого цель жизни – найти Грааль. Тут рыцарь пытается убедить миссис Уитакер поменять Грааль на другие столь же ценные и редкие реликвии. Для миссис Уитакер ничего из предложенного, вроде яиц дракона и прочей волшебной мишуры, не представляет ценности – она живет в совсем другом мире с другими заботами. Лишь обещание вернуть молодость на секунду поколебало ее решимость. Дальше развязка, на всякий случай под спойлером. [more]Очень трогательный момент в рассказе, когда миссис Уитакер смотрит на фотографию умершего мужа и соглашается обменять Грааль на очередную бесполезную ей волшебную чепуху, которая будет украшать ее гостиную, но отказывается от второго шанса на молодость. Ведь для нее сказка – это счастливо прожитая жизнь с любимым человеком и этого ни один волшебный артефакт не может ей вернуть.[/more]В общем, очень забавный и трогательный рассказ с юмором описывающий жизнь респектабельных англичанок. Когда говорит Октябрь, Цена, Как знакомиться с девушками на вечеринках, Надгробие ведьмы - Вообще незаконченные куски текста. Лучше всего впечатление от них опишу следующей цитатой из "Когда говорит Октябрь": "- А что же было дальше? - робко спросила Июнь. - Когда он вошел в дом? Май, сидевшая рядом, положила руку ей на плечо. - Тебе лучше не знать." Вот так и Нил Гейман рассказал мне интересную завязку, но потом похлопал по плечу и ушел в закат. Оставайся один на один со своими спекуляциями на тему, дорогой читатель, а что я там придумал, тебе лучше не знать. И ничего загадочного и очаровательного в столь топорной недосказанности для меня нет: скорее признак непрофессионализма писателя. Лично я ожидаю от фантастического рассказа, чтобы автор поставил персонажа перед необычным жизненным выбором (как следствие столкновения с магическими, сверхъестественными сущностями) и произошло какое-то развитие характера. Интересно увидеть, будет герой действовать или бездействовать; если действовать то как; какими последствиями это обернется для него, для его окружения; будет ли выбор действительно судьбоносным и т.д. Гейман хорошо справляется лишь с первой задачей, все остальное у него получается, как Бог на душу положит. Тролль под мостом, Не слушай Джека, Человек, который продал понтийский мост, Птица-солнце, Дело сорока семи сорок. Эти рассказы представляют собой просто истории. Можно даже сказать неплохие. И вроде все в них на месте: в каждой автор попытался прописать непохожих друг на друга, необычно взаимодействующих персонажей, вставлял в текст какие-то отсылки, продумал загадку для сюжета и представил решение в конце. И все-таки после прочтения каждого из них у меня появлялись одни и те же вопросы. Автор, зачем ты это написал? Что ты мне, читателю, хотел сказать? Почему твои персонажи поступают именно так, а не иначе? Напугать ты меня не сумел. Литературные эксперименты с формами мне как-то неинтересны. Хороших детективных линий, загадок с неожиданной развязкой тоже нет - все очень предсказуемо. До заявленного в Предисловии уровня Рэя Бредбери Гейман не дотягивает и подавно. Какая-то необычная задумка пришла автору в голову, и он воплотил свой опус на бумаге. Получилась яркая форма, но она неглубока и поверхностна без вложенного смысла. Герои повисают в воздухе, автор бросает их на полпути и непонятно зачем вообще они появились. Пока писала рецензию, мне вспомнился эпизод из "Мартина Идена". Мартин уже был известным писателем, когда к нему пристали издатели с целью срочно выманить новое произведение для печати. Он отдал свои ранние опусы, не долго думая. После их публикации критики громко возмутились и даже поставили под сомнение авторство. Мартину пришлось честно признаться, что его прижали к стенке и он отдал свои ранние, незрелые и наивные произведения, лишь бы издатели отстали. Видимо, Гейман тоже рассудил: раз любая макулатура продается под известным именем, так почему бы и нет. Итог: Сборник неудачных и поверхностных за редким исключением рассказов. Наверное, лучше познакомиться с другими произведениями автора, а на этот сборник вообще не стоит тратить время. Лично я бы порекомендовала взрослым читателям, ищущим разноплановое фэнтези в форме коротких произведений, почитать Анджея Сапковского, рассказы про Ведьмака. Особенно удачные, на мой взгляд, рассказы собраны во второй книге «Меч предназначения». Читали ли вы Нила Геймана? Какое впечатление о его творчестве сложилось у вас? Вообще, что бы из такого магического и фэнтезийного отечественных или зарубежных писателей вы посоветовали почитать? Поделитесь мнением!

Ответов - 0



полная версия страницы